НАШИ УСЛУГИ
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

15 сентября 2000
Управление рисками при построении процессов СМК

Управление рисками при построении процессов СМК
Тарас Калита Директор Центра систем качества «Прирост-Система»

Как правило, самой большой частью работ, которые организация должна выполнить, строя систему управления качеством, является разработка документированных описаний порядка выполн Управление рисками при построении процессов СМК

Москва, Софийская наб. 34В
+7 (925) 507-03-24
+7 (925) 514-60-08
(09:00 - 18:00)
info@iso-9001.ru




Стандарт ISO 9001:2015 в банках
Особенности создания системы менеджмента качества в кредитных организациях. 


Банковская сфера является одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Количество банков ежегодно растёт и соответственно растёт конкуренция. Согласно Заявлению Правительства Российской Федерации от №984п-П13 от 05.04.2005 и письма «Банка России» «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях», одной из основных задач, стоящих перед кредитными организациями, является повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях и повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций.


Наряду с этим в РФ отсутствуют рекомендации и требования по созданию системы управления, за исключением требований ЦБ для получения лицензии. Также система управления кредитной организации должна быть унифицирована для возможности филиального развития. Всё это приводит к появлению интереса у руководства банков к стандартам на системы управления и ISO 9001:2000, как наиболее распространённому стандарту. На сегодняшний день в РФ количество банков, получивших или готовившихся получить сертификат соответствия, не так велико, но можно предположить, что в ближайшие годы начнется их стремительный рост.


Создание системы менеджмента качества в банке имеет ряд особенностей. Обычно в банках очень хорошо организованы процедуры связанные с ведением, хранением и т.п. записей по качеству и управлению документацией. Не возникает вопросов с вопросами политики и целей в области качества, анализа со стороны руководства, а также обеспечения ресурсами, управления инфраструктурой и производственной средой. Сложности при создании СМК в банке возникают из-за динамичности изменения видов продукции, а также наличия филиалов. Неоднозначно могут быть решены вопросы управления несоответствующей продукцией, корректирующие и предупреждающие действия. Для управления процессами банка и установки критериев результативности можно использовать как инструменты контроля и управления качеством, так и статистически методы. Особое внимание при создании СМК отводится корпоративной культуре, вопросам связи с потребителями, а также оптимизации бизнес-процессов.


Результатом создания системы менеджмента качества в банковской сфере будет не только получение «сертификата ISO», но и наличие эффективной системы управления, позволяющей максимально быстро подстраиваться под внешние изменяющиеся условия, развивать бизнес за счёт унификации системы управления и взаимодействия филиальной сети.
































































































































































































































































Пункты ISO 9001:2000
(ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001)

Комментарии к пункту

1 Область применения

 

1.1 Общие положения

 

1.2 Применение

 

2 Нормативная ссылка

 

3 Термины и определения

 

4 Система менеджмента качества

 

4.1 Общие требования

При создании процессной модели необходимо учитывать динамично меняющиеся продукты, их количество, группы потребителей, правила «двух рук».

4.2 Требования к документации

Из-за развития через филиалы, доп. офисы и другое cистема документация должна строиться, учитывая широкую применимость документов СМК.


Рекомендациями к созданию документации может служить ISOTR 10013:2001

5 Ответственность руководства

 

5.1 Обязательства руководства

 

5.2 Ориентация на потребителя

Следует определить группы потребителей, на которые ориентирована работа Банка, а затем рассматривать каждую из групп

5.3 Политика в области качества

 

5.4 Планирование

 

5.4.1 Цели в области качества

 

5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества

 

5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией

При выполнении данного раздела целесообразно обратиться к письму Банка России "О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях".

5.5.1 Ответственность и полномочия

 

5.5.2 Представитель руководства

 

5.5.3 Внутренний обмен информацией

 

5.6 Анализ со стороны руководства

Должны быть определены результативные пути сбора информации о качестве услуг, учитывая все подразделения и филиалы кредитной организации.

5.6.1 Общие положения

 

5.6.2 Входные данные для анализа

 

5.6.3 Выходные данные анализа

 

6 Менеджмент ресурсов

Не имеет ярко выраженных особенностей

7 Процессы жизненного цикла продукции

 

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции

Сложности возникают из-за количества продуктов. Целесообразно описать унифицированный цикл ЖЦП.

7.2 Процессы, связанные с потребителями

Не имеет ярко выраженных особенностей

7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции

Не имеет ярко выраженных особенностей

7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции

Не имеет ярко выраженных особенностей

7.2.3 Связь с потребителями

Не имеет ярко выраженных особенностей

7.3 Проектирование и разработка

 

7.3.1 Планирование проектирования и разработки

 

7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки

 

7.3.3 Выходные данные проектирования и разработки

 

7.3.4 Анализ проекта и разработки

 

7.3.5 Верификация проекта и разработки

 

7.3.6 Валидация проекта и разработки

С данным пунктом возникают сложности, так как однозначной валидации банковского продукта не существует в силу сильной зависимости от внешних условий.

7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки

 

7.4 Закупки

Не имеет ярко выраженных особенностей

7.4.1 Процесс закупок

Под закупками может подразумеваться услуги связи и услуги, связанные с удалённым обслуживанием потребителей.

7.4.2 Информация по закупкам

 

7.4.3 Верификация закупленной продукции

 

7.5 Производство и обслуживание

Необходимо четко прописать бизнес-процессы предоставления услуги потребителю

7.5.1 Управление производством и обслуживанием

 

7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания

Данный пункт, возможно, исключить из области действия СМК

7.5.3 Идентификация и прослеживаемость

 

7.5.4 Собственность потребителей

Жёсткие требования к сохранности собственности потребителя, включая требования к страхованию.

7.5.5 Сохранение соответствия продукции

 

7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений

Данный пункт, возможно, исключить из области действия СМК, или под данными устройства могут пониматься программы тестирования.

8 Измерение, анализ и улучшение

 

8.1 Общие положения

 

8.2 Мониторинг и измерение

 

8.2.1 Удовлетворенность потребителей

 

8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)

 

8.2.3 Мониторинг и измерение процессов

 

8.2.4 Мониторинг и измерение продукции

 

8.3 Управление несоответствующей продукцией

 

8.4 Анализ данных

 

8.5 Улучшение

 

8.5.1 Постоянное улучшение

 

8.5.2 Корректирующие действия

 

8.5.3 Предупреждающие действия

Данному пункту должно уделяться повышенное внимание, так как при возникновении несоответствия последствия могут быть критическими.